ЧЕЛОБИТНАЯ ЦАРЮ
Пару дней назад информационное пространство всколыхнула новость, что двадцать чемпионов и призёров Олимпиад написали письмо на имя президента России с просьбой оставить у руля СБР Михаила Прохорова. Самого письма и точного списка подписантов никто не публиковал, однако сам факт появления такого документа вызывает недоумение. В конце концов, уважаемые ветераны, если вы так хотите, чтобы Михаил Прохоров продолжал возглавлять наш биатлон, выберите его на конференции 20 мая. Ведь в руках ваших регионов полная демократическая власть. Если же дело в том, что глава СБР не хочет идти на эти выборы, то уговаривать надо его самого, как в своё время бояре уговаривали Ивана Грозного вернуться на царство. А какой смысл писать письма президенту страны?
Впрочем, есть у меня подозрения, что это письмо не более как очередная пиар акция СБРовской пресс-службы. По имеющейся информации, некоторые из ветеранов категорически отказались его подписывать, другие согласились после долгих уговоров. При этом многие из подписавшихся получают те или иные выплаты от СБР и кровно заинтересованы в сохранении Прохорова у власти. Но не потому ли началась эта катавасия, что наверху уже не хотят видеть отца Ё-мобиля руководителем нашего биатлона? Конечно, уход Прохорова может привести к финансовым потерям, но так ли они будут велики?
ПРОГРАММА-2020
Начатая в 2010 году программа поддержки — самый удачный проект в биатлоне команды Прохорова. Десятки детских школ из небогатых регионов получили в дар полезный инвентарь, а спортивные комплексы средства на ремонт. Многие из них сейчас если бы не прекратили существование, то сильно бы урезали количество занимающихся. И в этом плане поддержка Прохорова областями, где биатлон заканчивается на детском и юношеском спорте понятна. Более того принятое СБР «Положение о переходах спортсменов» позволило им зарабатывать на оттоке талантливых кадров в более богатые области.
Однако в декабре 2013 года программа была приостановлена. Изначально в письме за подписью заместителя исполнительного директора СБР Александра Пака причиной назывались дополнительные мероприятия, связанные с подготовкой к Олимпиаде. Однако когда факт стал достоянием общественности, выяснилось, что большинство из дотационных школ и центров просто забыли отчитаться. Согласно изначальным данным на сайте СБР, стоимость программы поддержки за четыре года — 13 миллионов рублей, однако Сергей Кущенко утверждает, что затрачено было более 60 миллионов. Цифры, как понимаете, в любом случае не сравнимые с затратами в игровых видах спорта.
СБОРНЫЕ КОМАНДЫ
Большинство спортсменов подчёркивают, как улучшились условия в команде с приходом Михаила Прохорова. В сборных появились дополнительные специалисты, увеличились премиальные выплаты спортсменам и материально-техническое обеспечение национальных команд. Расширился и офис самой федерации, за счёт множества тим-менеджеров, пресс-службы и юридических специалистов. Часть дополнительных расходов взяли на себя мощные спонсоры СБР: «Мегафон», «Газпром» (из его средств через ОКР получал зарплату Вольфганг Пихлер), «Альпари» и страховая компания «Согласие», принадлежащая Прохорову.
Однако задача обеспечения сборов, выступлений и основных нужд сборных команд легла на плечи государства, которое, по словам министра спорта Виталия Мутко, обеспечивала 90% финансирования сборных команд, а на ставке в Центре спортивной подготовки находилось беспрецедентное число биатлонных специалистов — 136. Директор ЦСП Александр Кравцов озвучил и конкретную цифру — 230 миллионов рублей за 2011 год. Отсюда можно сделать примерный вывод, сколько вложил Прохоров.
ОРДЕНА И МЕДАЛИ
Конечно, не стоит забывать и об имиджевых акциях СБР, которые тоже обходились хоть в небольшую, но в копеечку. Обеспокоенные уходом руководителя ветераны получали стабильные гранты за былые заслуги. Призовые выделялись не только членам сборных команд, но и призёрам зимних и летних чемпионатов России. Отдельные награды получали специалисты, победившие в номинациях вроде «Лучшего детского тренера».
Свой подарок получили и любители спорта в виде ежегодной гонки чемпионов, которую можно было посетить по вполне бюджетной для Москвы цене, а некоторые билеты и вовсе распространялись бесплатно через Союз болельщиков биатлона. По словам Александра Пака, бюджет соревнований составляет 60 миллионов рублей, из которых около 30 процентов бюджетные средства. Притом, что организаторы не так далеки от самоокупаемости, можно понять, что и здесь речи о сверхзатрах не идёт.
ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ?
Сразу скажу, потопа не будет. Рейтинговый для телевидения биатлон не останется брошен ни спонсорами, ни государством, а потому команды получат всё необходимое, за исключением излишеств. Возможно, придётся отказаться от приглашения на сбор жён и подруг и дорогих прокатных автомобилей, уменьшится поголовье менеджеров, избавляющих спортсменов даже от таких забот, как ковыряние в носу. Так может это и к лучшему? Не зря же многие специалисты основной причиной падения результатов команды считают банальную избалованность. С другой стороны, нужную и полезную «Программу-2020» будет действительно жаль. Но для её осуществления не нужно быть президентом СБР, а достаточно возглавить попечительский совет и вовремя следить за отчётностью. Имиджевые приобретения при этом останутся, а потерь от провальных результатов не будет совсем.