Лидеру мужской команды и второму номеру мирового рейтинга продлили разрешение на индивидуальную подготовку. Во многом благодаря тому, как мудро повел себя Антон в конфликте между спортсменами сборной и старшим тренером Александром Касперовичем, призывая стороны спокойно, без лишних эмоций разобраться в ситуации. PROСПОРТ вспоминает, как Шипулин пришел к идеальной формуле отношений «спортсмен – тренер».
Весна 2008 года
На юниорском чемпионате мира 20-летний Антон Шипулин из Тюмени выиграл три золота и серебро, а на Евро стал абсолютным чемпионом. За два года до этого он перебрался в Екатеринбург, к опытному специалисту Владимиру Путрову (в числе его воспитанников – олимпийские чемпионы Юрий Кашкаров и Евгений Редькин) и во всем слушался своего тренера: «Чтобы побеждать, нужно много тренироваться», – понимающе объяснял Шипулин строгости своего распорядка (7 часов тренировок в день, 7-9 часов на сон и жесткая диета). А Владимир Путров в интервью журналу PROСПОРТ нахваливал ученика: «Антон парень упертый. Иначе я бы не стал с ним работать. Я ему как-то показал интервью Бьорндалена, где тот говорит, что сразу после победы забывает о ней – чтобы победить снова. Этому я и Антона учу… Я не допущу, чтобы он провалился при переходе во взрослый спорт».
Лето 2008 года
Лучшего юниора страны позвали готовиться с главной командой. «Мне бы хотелось, чтобы Шипулин поварился в этой кухне, посмотрел, что и как, – рассказывал в интервью PROСПОРТ старший тренер мужской команды Владимир Аликин. – И он, скажу, не потерялся. Уже две контрольные по стрельбе выиграл».
Антон пробовал себя во взрослом биатлоне с осторожностью, сверяя свои ощущения с идеями личного тренера Владимира Путрова: «Мы с тренером, конечно, размышляли, но достаточно быстро решили, что надо попробовать, – говорил на сборе в австрийском Обертиллиахе Шипулин, – Времени не так много – мой тренер мечтает, что я в Ванкувере выступлю. Я тоже буду стараться, но понимаю, что это сложно. Все-таки адаптироваться после юниоров в мужиках – не у каждого сразу получается… Скорости другие. Ребята намного сильнее. Лучше стреляют, лучше бегут. И морально сложно – приходишь в большой спорт, где все звезды».
Но взрослые тренировки Антону понравились: «По сравнению с юниорами здесь отношение более серьезное, построже. И я стараюсь строже к себе относиться. Еще хорошо, что тянешься за теми, кто сильнее. И работа разнообразная, что очень нравится. Владимир Александрович постоянно что-то новое выдумывает. Приятно на тренировку выходить, не зная иногда, что там будет. Мне силовые больше нравятся с камнями, прыжковые, футбол… Аликин человек целеустремленный, энергичный, с чувством юмора. Тренер очень надежный. Пока отрицательного в нем ничего не вижу».
Январь 2010 года
На второй взрослый сезон Шипулин разбежался в Кубке мира – попал в цветы на этапах в Поклюке, Оберхофе и Антерсельве, а в Рупольдинге поучаствовал в победной эстафете. Понимая, что практически обеспечил себе место в олимпийском составе, Шипулин в интервью сайту СБР спокойно вспоминал про сложности дебютного сезона в элите: « Трудно было смотреть, как вчерашние мои соперники, которых я легко обыгрывал – Доминик Ландертингер, Мартен Фуркад, хорошо себя проявили, а я остался позади. Я много с кем говорил на эту тему, и тренер меня успокаивал, и мои близкие объясняли, что не у всех этот переход проходит быстро и безболезненно. Убеждали не расстраиваться: через год-два адаптируешься, и все будет намного лучше».
Февраль 2011 года
Антон Шипулин, бронзовый призер олимпийской эстафеты в Ванкувере-2010, ударно провел этап в Антерсельве (победа в спринте и бронза в масс-старте) и, пропуская американские гастроли Кубка мира, готовился к домашнему чемпионату мира в итальянском Риднау. В обстоятельном интервью PROСПОРТ Антон уверенно рассуждал про смену тренеров (после Олимпиады-2010 Аликина и Гербулова в команде сменили Ткаченко и Медведцев) и различия в системах подготовки: «Два года с одним тренером могут сложиться по-разному. Нельзя по одной системе долго работать, результаты будут падать. Организму нужен постоянный стресс, чтобы он не застрял на одном уровне. В этом плане норвежцы молодцы, не боятся экспериментировать… К примеру, я в Болгарии на Бельмекене видел: пять спортсменов вышли на тренировку и все пошли в разные места. Нет коллективной работы, больше индивидуально. Но тут есть и другая сторона. Нужно время, чтобы тренер к спортсменам адаптировался, а спортсмены к тренерам. На это полгода может уйти. Если после этого сразу идет смена, то все заново, а это минус тренировочному процессу. Но чем старше ты становишься, тем меньше тренерское влияние. С опытом ты начинаешь больше доверять себе, знаешь, что делать… Я три года во взрослом спорте. Юниором я целиком полагался на тренера, первый год по взрослым – тоже, второй – уже 50 на 50, сейчас – 25 на 75. Больше к себе прислушиваюсь. Мне еще предстоит многому у тренеров научиться, но фильтровать информацию все равно нужно».
Лето 2013 года
С весны 2011 готовить биатлонистов к Играм в Сочи позвали известного лыжного специалиста Николая Лопухова. В новой реальности суперпопулярного вида спорта, где спортсмены не готовы беспрекословно подчиняться, ему пришлось непросто: «Раньше Лазутина, Егорова (олимпийские чемпионки по лыжным гонкам – PROСПОРТ) делали все, что я говорил. Сейчас сложнее. Меня никто не знает, а биатлонистов знают все. Они как спортсмены никто еще, а у них уже фотографии, интервью. Для меня они не спортсмены еще, а для зрителя – уже», – рассказывал Лопухов в интервью PROСПОРТ в марте 2013-го и задирал Антона Шипулина: «Я обычный мастер спорта, но по технике я лучше своих спортсменов. И специальные подводящие лыжные упражнения — официально заявляю — я делаю лучше, чем Шипулин».
Биатлонисты от строгостей Лопухова тоже были не в восторге, хотя методика приносила результат. На этапах Кубка мира к призам подобрались и Гараничев, и Малышко, и Волков. Но с чемпионата мира-2013 в Нове-Место с медалями (серебро и бронза) вернулся только Антон Шипулин. Летом в разговоре для спецномера GQ «Люди года» он рассказывал, как команда выстраивала отношения с тренером: «Года два-три назад мы относились к упражнениям Лопухова скептически, как-то фыркали, брыкались: он недавно пришел, постоянно что-то выдумывает, что-то вспоминает и переносит к нам из лыж. И еще Лопухов вырос в школе, где с тренером не спорят. Мы это сразу поняли. Николай Петрович старается со всеми работать по одной методике, а у всех же организмы разные. Но мы друг к другу подстраиваемся. Со временем стали больше понимать Лопухова, что он плохого не желает. Хочет, чтобы мы выигрывали у Фуркадов и Свендсенов. В этом сезоне я и себя слушаюсь, но и Николаю Петровичу доверяю. Он это доверие заслужил. Сейчас 75 на 25 в его пользу. В этом году у меня были моменты, когда я подходил к Николаю Петровичу и просил скорректировать тренировку. Обсуждали, что и почему. Несколько тренировок я отдельно от команды сделал. Ничего в этом страшного нет. Важно найти контакт с тренером, объяснить, почему ты предлагаешь сделать именно так, а не иначе».
Март 2015 года
В сезоне-2014/15 олимпийский чемпион Сочи в эстафете Антон Шипулин – абсолютный лидер сборной. Он вытаскивал безнадежные эстафеты, обыгрывал на финишной прямой Фуркада и Шемпа, поднимался на второе место с 18-го в гонке преследования на чемпионате мира; по итогам сезона он второй в общем зачете Кубка мира и победитель зачета масс-стартов. К сезону Шипулин готовился отдельно от основной команды – под присмотром аналитика Центра спортивной подготовки Андрея Крючкова и в компании олимпийского чемпиона Алексея Волкова. «Когда перешел на индивидуальную подготовку, начал смотреть на спорт совершенно с другой стороны: не просто механически делать то, что говорит тренер, а анализировать через призму своего личного видения, – рассказывал Шипулин в интервью Газета.ru. – Мы очень хорошо общаемся с Андреем Сергеевичем и всегда приходим к компромиссу. Если мне что-то не нравится или я не так себя чувствую, он всегда готов выслушать. Если он пытается что-то до меня донести, я его тоже слушаю. За год ни разу не ругались».
В конфликте биатлонистов сборной и тренера Александра Касперовича, озвученном спортсменами на финише сезона в Ханты-Мансийске, Шипулин мудро решил не участвовать: «Ребят можно понять – они недовольны результатом. Но сейчас нельзя пороть горячку. Нужно все проанализировать. Я не могу сказать плохого слова про Касперовича, но и не стану говорить, что ребята во всем неправы», – цитировал Антона 22 марта rsport.ru. А вот его обдуманный комментарий с другого онлайн-ресурса: «С Николаем Петровичем Лопуховым я конфликтовал сильно. Но прошло время, и я понял, что тоже во многом был не прав».
С тех пор прошел тренерский совет, где действующие тренеры получили «удовлетворительно» за сезон, в новости попали фамилии немца Гросса, работавшего со второй командой Германии, Валерия Польховского и другие. Но финального решения все еще нет. В эфире «Гонки чемпионов» из Тюмени Шипулин говорил только за себя: «Мы решили ничего не менять. У нас с тренером Андреем Крючковым еще очень много есть планов, методик, которые мы не опробовали. Можно сказать, в прошлом году мы только притерлись друг к другу, а сейчас начнем работать. Скорее всего, в нашей группе будет еще один спортсмен, но пока я не могу говорить, кто именно».